пятница, 9 октября 2015 г.

Про День учителя и школьные олимпиады

Неделя эта началась с праздника  - Дня Учителя и празднованием Дня Учителя и закончилась. Так наш районный отдел по образованию решил: провести праздничный концерт, посвященный Дню учителю в пятницу... Да и ладно... Мои девятиклассники меня порадовали в понедельник: пусть всё было просто, но чувствовалось, что это от души и спонтанно. А потом вечером позвонила  одна из моих любимых учениц... В общем, ощущение праздника было, а это у меня случается не часто.
Вторник и четверг были посвящены школьному этапу Всероссийских  олимпиад. Пока знаю результаты только у 7 и 9 классов по русскому языку. Семиклассники - молодцы! Почти все участники олимпиады из моих учеников смогли преодолеть 50% , а остальные вплотную к нему приблизились. С девятыми похуже, но здесь радует одно - не хуже остальных! Теперь начинаем готовится к муниципальному этапу: надеюсь, что и 10 класс тоже будет в победителях, и тогда - покой нам только снится... Последнее время намечается странная тенденция - чем больше внимания учителя уделяют этим олимпиадам ( спрашивать за результаты стали строже), тем меньше желания у учеников в них участвовать. А когда еще и ставят в один день проведение олимпиады по математике и по литературе... На литературе результатов искать не приходится... Как председатель районной предметной комиссии по литературе готовила задания школьного этапа я. Старалась следовать методическим рекомендациям, использовала и готовые задания, и перерабатывала, и по-новому компоновала, короче, на авторство не претендую. Но поняла, что раньше, когда олимпиада по литературе содержала в основном задания репродуктивного плана ( нужно было напрягать память при подготовке и выдавать результат при выполнении заданий), а творческое задание было одним из ряда многих, хотя и позволявшим набрать большое количество баллов, ученики охотнее шли на олимпиаду. У них был шанс хоть что-то написать, не чувствовать себя некомфортно из-за того, что написать ничего не можешь. Сейчас у школьников, которых я учу, нет желания что-то читать, а задания олимпиады направлены на умение рассказать о прочитанном... Конечно, кто хочет, тот будет читать, но таких всё меньше... Даже среди сильных учеников...  И в связи с этим два наблюдения. В прошлом году девятиклассники удивили меня тем, что заявили, что ничего не поняли в "Горе от ума". и  мы чуть ли не по словам разбирали несколько монологов, поэтому и на всё остальное я смотрю с опаской: постоянно спрашиваю: вам понятно это слово? Вы знаете, что оно обозначает? известно такое имя собственное? Что это или кто это? И они наконец-то стали сами спрашивать, а спрашивают вещи элементарные... И они еще читали, хотя бы в 5 классе! А на смену им пришли ученики 5  классов, которые не читали русских народных сказок. Мы не могли связать "Царевну-лягушку" ни с какой другой волшебной  русской народной сказкой Они, конечно, знают и Ивана-царевича, и про Жар-птицу..., знают из мультфильмов. И даже задание прочитать 5 волшебных русских народных сказок привело к тому, что читали "Гуси-лебеди" и "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", сказки, которые, по-моему, читают в начальной школе... Вот от них я на олимпиаде по литературе вообще ничего не ждала и не жду... 

среда, 16 сентября 2015 г.

Второй урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе оказался построенным на материалах теперь уже журнала "Русский язык", издаваемого "Первым сентября".
1. Вводный диктант по материала Л.Торопчиной ( 2012 -№3)
2. Работа со словарными словами  так, как рассказано в стать Марины Охлопковой ( к сожалению, не смогла найти выходных данных статьи). Сегодня даю блок № 1. Слова записываем в тетрадь. Работаем со словарями! Можно пользоваться телефонами. Работаем по рядам.По необходимости записываем и толкование слова. Проверяю после того, как выучены 3 блока слов. На следующем уроке проверяю знание значения и написания слов у некоторых учащихся. Использую и ассоциативный орфографический словарь. В нём есть слово авангард ( спасибо Анастасии Михайловне Гращенковой!) Дамашнее задание: На основе упражнений 7 - 10 составить выступление на темы: " Русский язык в современном мире" и "Русский язык в межнациональном общении" ( по вариантам), план выступления представить письменно, само выступление будет устным ( без чтения по листочкам).                                                                                                                           Коллеги, а как Вы используете методические журналы?
 Бакалея
балаболка
адекватный
адреналин
амбразура
базилика
арматура
базальт
барбарис
авангард
парадокс
плагиат

четверг, 3 сентября 2015 г.

Текст для работы ученикам 7 класса

Ниже размещен текст, с  которым предлагаю поработать ученикам 7 класса. За идею спасибо Римме Храмцовой.

вторник, 1 сентября 2015 г.

Размышления в День знаний...


День знаний... Начало нового года... Учебного года... Еще один год моей школьной - учительской - биографии... Всех, кто учит и учится, кто сочувствует и переживает, поздравляю с новым учебным годом! Как и в Новый год, ждешь исполнения желаний - пусть они исполнятся, и вы в них не разочаруетесь. Здоровья, радости от уроков и познания нового, мудрости и терпения! Кстати, последнее слово сегодня было почти в каждом выступлении, звучавшем на школьной линейке. Почему? Почему процесс обучения стал требовать так много терпения? Учитель должен терпеть учеников, которые не хотят учиться и не хотят не мешать другим, терпеть  недовольство некоторых родителей, терпеть неудобства организации школьной жизни, терпеть вал школьных бумаг и несогласие с позицией разного ранга начальства... Ученик должен терпеть плохих учителей, терпеть нудные и неинтересные порой лично ему уроки, терпеть опять же неудобства школьной жизни... Родитель должен терпеть и нежелание ребенка учиться, и недовольство учителей по разным вопросам, когда родители и учителя не договорились, кто же в ответе, терпеть финансовые потери, связанные со школой, даже в рамках закона ( сколько стоит собрать ребенка в школу?!) Наступит ли тот момент, когда все стороны: учитель, родитель, ученик, государство - смогут договориться?

Вот теперь и несколько задач: 1) совместить школу и жизнь... ( для учителя это очень сложно, как и для ученика); 2) смотреть на школу глазами ученика, хоть иногда... 3) начать вести учет написанных школьных бумаг ( очень мне интересно посчитать собственный результат).

Итак, с Днем знаний всех Вас, с началом нового учебного года!