суббота, 8 августа 2015 г.

Август, книги...

Август терпкий, сладкий тоже, 
ночь длиннее и печальней, 
потому что каплет дождик, 
как сквозь ситечко для чая. 
Шёл я с голубиной почты, 
словно бы в рассказах Хэма; 
видел пресеченье ночи 
и держал во рту вкус джема. 
Есть особенный блеск в ветках, 
хоть они и стали тише; 
И уходит это лето, 
Как любовь к герою книжки. 

Виктор Смирнов.

пятница, 7 августа 2015 г.

Нужно ли читать в школе современную детскую литературу?

Выступление на конференции в рамках  районного «Дня учителя литературы» 2015 год

Тему своего выступления я после долгих размышлений определила именно так. И не подумайте, что ответ на этот вопрос однозначно положительный, нет, всё не так просто. Мое глубокое убеждение состоит в том, что интерес к чтению возникает в том случае, если ребенком руководит удовольствие, если он читает, чтобы удовлетворить живое любопытство, если то, что ребенок читает, ему понятно и близко. Современная школьная программа построена на произведениях 19 и 20 века, т.е. времени, которое сегодняшние школьники определяют как прошлый век. Да и среди произведений ХХ века самые поздние по написанию относятся к 70-м годам ХХ века. К сожалению, эти произведения требуют дополнительных усилий со стороны ребенка для понимания и зачастую интереса не вызывают, хотя необходимость их изучения я нисколько не ставлю под сомнение. Считаю, что в круге чтения школьников обязательно должны быть современные произведения. Но здесь у учителя могут возникнуть трудности и проблемы.
Во-первых, нужно помнить о Законе РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 01.09.2012 года. Ведь если в книгах содержится информация, которая «представляет угрозу их жизни и здоровью», «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям» и т.д., то учитель может и поплатиться за свое желание знакомить с современной литературой, ведь даже классическая литература при рассмотрении под определенным углом зрения может противоречить этому закону. Конечно, издательства в соответствии с законом маркируют свои книги, но здесь способом разрешения сложившейся ситуации является умение учителя взаимодействовать с родителями, умение привлечь родителей на свою сторону, степень доверия учителю со стороны родителей.
Во-вторых, учитель, погруженный в школьную программу, часто не владеет информацией о современной литературе для детей и подростков. При желании информации можно найти много. Это и навигатор по детской литературе «Кидридер», и журнал «Переплет», и сайт «Папмамбук», и сайты детских издательств «Розовый жираф», «Самокат», сайты литературных премий для детей, например, «Книгуру».

В-третьих, большим препятствием для организации процесса ознакомления с современной литературой является отсутствие бумажных книг. Но современные ученики уже готовы к работе с электронными книгами и даже отдают предпочтение таким формам. Предлагая ученикам прочитать какую-то книгу, я стараюсь иметь электронную версию книги, чтобы предложить ее, или дать ссылку на относительно безопасную электронную библиотеку. Более того, сейчас я формирую электронную библиотеку в классе, в школьном компьютере.
Продолжение завтра

Звезды, август


Август бродит старым князем,
 Слезы звезд роняя наземь.
 Влажны утром, влажны к ночи
 Затуманенные очи.
 Август, ветреный гулена!
 Ярок твой кафтан зеленый,
 Но постойте, ах, взгляните,
 Как в нем много желтых нитей!

 Август, что с тобою сталось?
 Август, может, это старость?
 Он ответит, негодуя:
 `Осень, рыжая колдунья,
 Подкралась, подсторожила,
 Наплела-наворожила
 И обрушилась ненастьем,
 Над которым я не властен...`

 Август мрачен и растерян.
 Август свой бросает терем
 И, очами вспыхнув грозно,
 Он взмывает прямо к звездам.
 Там, за облачной грядою,
 Сам становится звездою
 И просвечивает скупо
 Сквозь небесный черный купол...

 В.Егоров

четверг, 6 августа 2015 г.

Стихи и август

АВГУСТ. Борис Пастернак
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство»