среда, 1 июля 2015 г.

Проверка на человечность


Сегодня-1 июля. Да, это не день защиты детей, но я вспомнила об этом празднике?, прочитав книгу Дрейпер Шэрон "Привет, давай поговорим!" Издана книга в серии "Вот это книга!" издательства "Розовый жираф". 

Книга об особом ребенке,  больном достаточно известной болезнью - детский церебральный паралич. Большая мечта девочки - говорить, ведь  очень тяжело, когда сделать это невозможно. Эта книга заставила меня о многом задуматься. Конечно, я что-то слышала об этой болезни, встречала таких детей, но в своем отношении к ним была не лучше, чем учитель Димминг и ребята из пятого класса: Роуз, Клер и другие. Для меня такие дети, действительно, относились к разряду детей необучаемых: ведь как можно обучить, если ребенок не говорит, не ходит, не обладает координацией движений... Обычные обывательские представления о таких детях. И вот рассказ о девочке Мелоди, которая обладает слабым, больным телом, но сильным интеллектом, способностью чувствовать, сопереживать, она умнее своих одноклассников, но показать ей это очень трудно. Но Мелоди благодаря поддержке родителей, Кэтрин, миссис В. сумела победить  конкурсе эрудитов, сумела доказать всем, что с ней надо считаться...


Думаю, что такие книги надо читать учителям.Ведь много говорят об инклюзивном образовании, даже до нашей сельской школы дошло это направление деятельности: в этом году создавали кабинет для таких детей, но я, например, в нем не была... А разговоры в основном-то о том, что это выброшенные на ветер деньги... И я так считала... Но книга дала мне представление о том, как  может быть построен процесс обучения, и горькое понимание, что в нашей. а не в американской действительности таким детям и их родителям приходится во много раз тяжелее. Да и  жизнь у них детей очень сильно зависит от родителей и других близких: если что-то случается с родителями, то у детей судьба особенно страшная.
Книга вышла в серии от 10 до 14 лет, и я, конечно, прикидывала эту книгу на своих учеников. Будет ли интересно? Увы, немногим. Нужно ли говорить о таких книгах на уроке? Нужно, если к этому готов сам учитель и если в своей деятельности он действительно придерживается тех правил гуманизма. доброты. толерантности, о которых говорит книга.

среда, 17 июня 2015 г.

Список книг для чтения летом в 10 классе

Те, кто успешно сдал итоговую аттестацию в 9 классе, уже думают о классе десятом.
Что же читать летом по школьной программе после 9 класса? 
Не важно, по какой программе вы будете обучаться дальше, не важно, в каком образовательном учреждении, не важно, будет ли это школа, колледж, лицей, гимназия или училище, список программных произведений один и тот же. Читая, выписывайте имена и фамилии главных героев произведений! Помните, что эти книги пригодятся вам трижды:
1. для получения оценок на уроке;
2. для написания итогового сочинения, которое является допуском к ЕГЭ;
3. для аргументации в сочинении на ЕГЭ по русскому языку.
Но главное: читайте и получайте удовольствие!

Список книг для чтения летом по школьной программе
1. А.Н.Островский. Гроза. Бесприданница.
2. И.А.Гончаров. Обломов
3. И.С.Тургенев. Отцы и дети
4. Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо (стихотворения можно будет прочитать и во время учебного года).
5. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.
6. Н.С.Лесков. Очарованный странник.
7. Л.Н.Толстой. Война и мир.
8. А.П.Чехов. Вишневый сад. Ионыч.

А начинать чтение, конечно, надо с "Войны и мира", "Преступления и наказания" и "Обломова"... Понятно, почему... Из-за желания прочесть самые объемные произведения!
Приятного чтения! Читать не вредно - вредно не читать!

понедельник, 8 июня 2015 г.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Москвест"


Прочитала еще одно произведение. Опять любимые мною Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Миша и Маша, современные школьники, совершенно не интересующиеся историей, оказываются в прошлом.Их задача - вернуться в настоящее, найдя подсказки, при этом не изменив хода истории. Книжка, конечно, написана интересно, читаталась на одном дыхании. Я бы ее однозначно порекомендовала прочитать современным школьникам, хотя бы просто для расширения своего кругозора. Но как у учителя у меня возникли некоторые сомнения. Я не знаю, как бы я по ней проводила урок даже внеклассного чтения, потому что урок предполагет какие-то выводы, а выводы кроме "мы сами, а не цари делаем историю" больше мне в голову не приходят. В общем, такой занимательный роман с историческим уклоном, хотя, если бы я была учителем истории, то некоторые приемчики, может быть, на уроке использовала. Например, вспомните, что вы знате, например, о 1856 годе. Кстати, я часто задаю подобный вопрос на уроках литературы. Вот недавно, поэма написана в 1837 году. А что было в это время? А в ответ тишина ( совсем как у Жвалевского). Или, например, еще один интересный приемчик: читаем фрагмент книги - и догадайтесь, в какой период русской истории это могло произойти или могло ли это существовать в данном году. В общем, для меня как для учителя литературы - это произведение чисто рекомендательное. Хотя, к слову, учитель литературы, называемая почему-то русичкой, в произведении как раз на высоте: и Гоголь всплывает в сознании Миши, и Шекспир, и Грибоедов. 

P.S. Отзыв написан давно, но поменять в нём ничего не хочется.

Директор школы: профессионал или любитель?

Как Вы считаете, директору школы достаточно ли быть хорошим хозяйственником? Даже понимая, что в школе нет мелочей, неужели умение работать с коллективом, создавать среду, мотивирующую на профессиональный рост учителей, умение находить неординарные решения в сложных педагогических ситуациях  менее важно, чем умение огородить территорию школы новым забором в условиях отсутствия финансовых средств? Неужели умение быть честным и принципиальным  в важных вопросах менее важно, чем быстрота выполнения многочисленных запросов и указаний, сыплющихся со скоростью 2 в минуту? В конце концов, неужели цветочки вокруг школы важнее высоких результатов ЕГЭ и ГИА и умения собрать под своим крылом лучших учителей района? Может быть, кому-то покажется, что это вопросы риторические и отвечать на них  вообще не следует... Мне же всегда казалось (а педагогический стаж у меня 20 лет, из них 13 лет работа в должности руководителя методической службой района), что директор должен умело всё это в себе сочетать, но цветочки вокруг школы никогда важнее образовательного процесса быть не могут. Последние события в школе заставили в этом глубоко засомневаться... За эти годы видела разных директоров школ нашего района, и  всегда была уверена, что хороший директор школы по уровню своего развития): должен быть выше обыкновенного учителя. Ведь мы, учителя, ох как не любим, чтобы нами управляли те, кого мы не ценим, в ком не видим профессионала. Если попал в директора, должен быть вдвое больше " и швец, и жнец, и на дуде игрец..." А как думаете Вы?
P.S. Странно мой предыдущий пост, в котором я излагала ТОЛЬКО СВОЕ видение ситуации и который был таким неприметным в течение трех предыдущих дней, вдруг стал очень популярным... Меня это уже не радует...