четверг, 8 мая 2014 г.

Семиклассникам.Готовимся к экзамену-3

В помощь моим семиклассникам, которые грызут гранит наук, демоверсия текста переводного экзамена, которую можно увидеть по ссылке.
Кроме того этот же вариант размещен в Дневник.ру в разделе Домашние задания.
Как я говорила, свои ответы, и сочинения в том числе, может прислать на электронную почту.
Если у кого появились вопросы, может их задать в комментариях или по почте. УДАЧИ!

пятница, 2 мая 2014 г.

Весенние планы

Вот и вернулась я к своему блогу. В очередной раз. Поняла, что без него уже не могу. Что же, начнем весной новую жизнь. Совсем как в стихотворении Иосифа Бродского:

Стихи в апреле

В эту зиму с ума
я опять не сошел. А зима,
глядь, и кончилась. Шум ледохода
и зеленый покров
различаю. И, значит, здоров.
С новым временем года
поздравляю себя
и, зрачок о Фонтанку слепя,
я дроблю себя на сто.
Пятерней по лицу
провожу. И в мозгу, как в лесу —
оседание наста.

Дотянув до седин,
я смотрю, как буксир среди льдин
пробирается к устью.
                 Не ниже
поминания зла
превращенье бумаги в козла
отпущенья обид.
            Извини же
за возвышенный слог:
не кончается время тревог,
но кончаются зимы.
В этом — суть перемен,
в толчее, в перебранке Камен
на пиру Мнемозины.
1969
 Много о чем можно было бы рассказать. Но уже не хочется о том, что прошло. Лучше о планах.

вторник, 1 апреля 2014 г.

Частицы НЕ и НИ. Семиклассникам. Готовимся к экзамену - 2

Сегодня повторим правило о выборе отрицательных частиц Не и Ни в предложении. Предлагаю вам инструкцию, предложенную для семиклассников в учебнике "Русский язык" под ред. Г.Граник и опубликованную в газете "Русский язык" № 23 , июнь 1998.

Инструкция
1. Определяю, относится ли частица:
* к сказуемому или обстоятельству,                                   * к другим,
выраженному деепричастным оборотом                             членам предложения
                  Да. см. пункт 2.                                                       Нет. Это другое правило
2. Определяю, какое сказуемое
*составное                          * составное глагольное                             *любое
глагольное                           сказуемое                                                     сказуемое
сказуемое                             с повторяющимися                                     с одной частицей
с частицей                            инфинитивами и                                         Да.см. пункт 3
при обоих                             с частицами при всех глаголах
глаголах

Вывод: пишу                                   Вывод: пишу при
при обоих глаголах НЕ                   вспомогательном
(не мог не расхохотаться)                глаголе Не,
                                                           а при инфинитивах НИ
                                                         ( не мог ни выбросить, ни сохранить)

3. Определяю тип предложения
*простое вопросительное               *сложное предложение                 *любое другое
или восклицательное                         предложение                                  предложение
предложение ( часто                          со словами пока,                        Да. см. пункт 4
со словом только)                                покамест, покуда

Вывод: пишу НЕ                                  ,     Вывод: пишу НЕ.
(Чего только не рассказывают о               (Подождем, пока
дельфинах!)                                                не кончится дождь.)

4. Определяю, что выражает сказуемое: утверждение или отрицание .
*утверждение ( да)                                   *отрицание ( нет)

Вывод: пишу НИ.                                     Вывод: пишу НЕ.
(Сколько веревочке                                   ( На чужой каравай
ни виться, а концу быть.)                          рот не разевай,)

Надеюсь, эта инструкция поможет вам в выполнении задания. Удачи!



понедельник, 24 марта 2014 г.

Семиклассникам. Готовимся к экзамену


Дорогие мои ученики! Начинаем повторять изученное в 7 классе, чтобы подготовиться к экзамену.  Сначала прочитайте, затем выполните задание. Результаты сообщу в школе ( или по электронной почте, если вы ее впишете в строку фамилия и имя).
Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов и в суффиксах причастий.

Выбор гласной в безударном окончании глагола зависит от инфинитива ( начальной формы).
Ко ВТОРОМУ спряжению относятся глаголы, которые  заканчиваются в инфинитиве на -ИТЬ ( кроме брить, стелить, зыбить, зиждиться), а также глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а потом смотреть, вертеть.

К ПЕРВОМУ спряжению относятся глаголы брить, стелить, зыбить, зиждиться и все остальные глаголы.

Глаголы первого спряжения имеют окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют (ут).
Глаголы второго спряжения имеют окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ят ( ат).

Суффиксы причастий настоящего времени определяются по аналогии с окончанием глаголов в форме множественного числа: они клеят - клеящий, мы видим - видимый, они лают - лающий, мы ломаем - ломаемый.
В  суффиксах действительных причастий сохраняется суффикс инфинитива: увидЕть - увидЕл - увидЕвший
В  суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени действует иное правило: если они образованы от глаголов на -ать, -ять, то перед НН(Н) сохраняются гласные А и Я: стрелять- стреляный, записать - записанный; но если они образованы от других глаголов, перед -нн- (н) пишется гласная Е : прострелить - простреленный.