пятница, 1 марта 2013 г.

Интерактивная система голосования есть и у меня!

В моем классе появилось новое техническое устройство - интерактивная система голосования VOTUM. Интересная штучка, позволяющая с помощью пультов отслеживать степень понимания изучаемого материала. Протестировала систему на своих учениках  - в 6 классе был полный восторг, в 11 - легкое замешательство: что опять придумали, чтобы уличить нас в незнании? Пока даже не могу и фотографии представить - не было под рукой фотоаппарата, но вся уже в поиске адекватных форм использования этой штучки на уроках. Скоро открытый урок - хочу уже показать эту систему в действии, хотя бы на самых простых примерах.

День кошек и книги про кошек

Сегодня первое марта - первый день весны. Пусть пока календарной... Хотя погода у нас сегодня была совсем весенняя! Но сегодня еще и День кошек. И как сегодня не вспомнить об этих милых существах, уютно расположившихся в разных литературных произведениях. "Каких кошек вспоминаете Вы?" - спросила я сегодня на уроках у своих учеников после просмотра небольшой презентации о кошках. Все вспомнили своих замечательных питомцев: породистых и не очень, ласковых и задиристых, любящих погулять и предпочитающих прогулке сон.
А я хочу напомнить о кошках в художественных произведениях, не претендуя на полноту обзора. Я в первую очередь вспоминаю булгаковского кота Бегемота, именно кота в романе "Мастер и Маргарита", столь остроумно отпускающего шуточки, немного франтоватого, немного подлизу, где это необходимо, а порой и умеющего стать злобной тварью.Его очень любят художники-иллюстраторы.

Во-вторых, вспоминается замечательная книжка Анни Шмидт "Мурли", о кошке, которая волею судьбы стала девушкой, но сохранила свои кошачьи прелести. Об этой книге я писала совсем недавно для своих учеников, многие прочитали - понравилось.

А еще вспоминаю  кота Мура Эрнста Теодора Гофмана,  "Кошку, которая гуляла сама по себе" Редьярда Киплинга и "Кошку под дождем"Эрнеста  Хемингуэя. Может, и немного пока кошек, но каждый продолжит этот список для себя.

А дома у меня тоже живет кот - обыкновенное беспородистое существо, которое тем не менее уже стал  бесконечно дорог всем членам моей семьи своими проделками и проказами.

четверг, 21 февраля 2013 г.

Международный день родного языка


Сегодня, 21 февраля, - Международный день родного языка. На уроках в 6-7 классах был у нас об этом разговор. Ученики слушали с интересом. О чем? О том, что этот праздник учрежден ЮНЕСКО в день гибели студентов, погибших во время демонстрации в Бангладеш в защиту своего национального языка. О том, что, по мнению ученых, половине ныне существующих языков грозит исчезновение. Подумали, когда языку может грозить исчезновение. Ребята сами догадались о причинах, которые могут к этому привести. Вспомнили  о том, что в годы Великой Отечественной войны существовала такая угроза.  На уроке получилась очень интересная ситуация. Когда я начала говорить об этом празднике, то один из учеников сказал: "А мы другой праздник отмечаем - 23 февраля!" И тут очень к месту пришлось стихотворение А.Ахматовой "Мужество", написанное 23 февраля 1942 года. И еще история о музее Тургенева во время оккупации Орла, когда строки стихотворения "Русский язык" звучали как слова антифашисткой пропаганды. Сделали вывод, что защита Отечества - это и защита языка тоже. В итоге порассуждали, грозит ли опасность нашему языку. Опять же дружно решили, что пока, может и нет, но, если в таком количестве будет использоваться просторечие и нецензурщина, то... А еще ученики увидели угрозу существованию языку в неграмотных учениках, которые ничего не учат. По-моему, интересный получился разговор. Спасибо вам, ребята, за него!

вторник, 19 февраля 2013 г.

Читали Пришвина...

В этом году  4 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина. Мы с шестиклассниками с большим интересом читали его сказку-быль "Кладовая солнца", не забыв вспомнить о его дне рождения. Надо отметить, что почти всегда это произведение вызывает интерес у ребят. Несколько вопросов: "По какой тропе ты пошел бы за клюквой - по тропе Насти или по тропе Митраши? А ты хотел бы иметь такую собаку, как Травка?" - и ученики уже заговорили. Пусть не все, пусть коряво и не всегда верно, но говорят! Ах, как этого не хватает в 11 классе! Много было сделано: и рисунки рисовали, и наизусть учили, и планы составляли, и сочинение писали, и на тесты отвечали... Но вспомнят ли что-нибудь, хотя бы через месяц?!
Михаил Михайлович Пришвин писал о природе, и для меня его книга миниатюр "Лесная капель" - просто чудо. Читая, каждый раз восхищаюсь умению так бесконечно любить природу, так тонко ее понимать и так удивительно об этом рассказывать. Я рада, что в учебнике Е.Никитиной "Русская речь" часто встречаются его миниатюры, ведь работать с ними  - одно удовольствие. И очень огорчена, что из программы Коровиной В.Я. исчезли эти чудные капельки.
А если вы хотите  еще раз прикоснуться к миру Пришвина, вспомнить уже прочитанные его произведения, посмотрите фильм "Ветер странствий" по произведениям этого автора.