среда, 21 марта 2012 г.

Не с разными частями речи.

Алгоритм
1. Определи, употребляемся слово без НЕ или нет. Если без НЕ не употребляется пишется слитно, независимо от части речи.
2. Определи часть речи.
3. Не с глаголом и деепричастием пишется раздельно:  не был, не сделал.
4. Не с существительными, прилагательными, наречиями на о-е пишется раздельно, если есть или подразумевается противопоставление: не правда, а ложь, не широкая, а узкая или есть слова вовсе не.., далеко не..., ничуть не..., никогда не... В остальных случаях слитно.
5. Полные причастия пишутся с НЕ раздельно,  если есть зависимые слова или противопоставление: не законченная мной работа, не законченная, а начатая работа. В остальных случаях слитно. Краткие причастия с НЕ всегда пишутся  раздельно: работа не закончена.
6. Местоимение пишется с НЕ раздельно, если есть предлог: не у кого. В остальных случах - слитно.

Запомните, что в русском языке Не со словами чаще пишется слитно, чем раздельно!

Викторина по "Алым парусам" А.Грина

Вот и прочитано одно из самых известных и, пожалуй, самых интерсных произведений Александра Грина. Вот и викторина подоспела. Отвечать обязательно всем шестиклассникам. Оценка будет поставлена в журнал! Срок до 27 марта 2012 г. Ответы сдавать в бумажном варианте в школе.


Вопросы для викторины


  1. Как А.Грин определил жанр своего произведения? 
  2. Как звали жену Лонгрена?
  3. Где развиваются события повести ? 
  4. «В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? 
  5. «Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь ?  
  6. «Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен? 
  7. «Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?
  8. «…разве они умеют любить ? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой  ? На чей вопрос он отвечает? . Какой это был вопрос?  
  9. Что было любимым развлечением Ассоль? 
  10. Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это?
  11. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно  легка и чиста…» 
  12. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль?  
  13. А что же произойдет однажды утром ? 
  14. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно  жизнеописанию Грея ? 
  15. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей
  16. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие ? 
  17. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? ( 
  18. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси ?
  19. С кем играл в детстве Артур Грей ? 
  20. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? 
  21. Продолжите фразу : « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….»  
  22. Продолжите фразу : «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…»
  23. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова ? К кому они обращены ? 
  24. Кто молился такими словами : «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» 
  25. Как назывался новый корабль Грея ?
  26. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей ?  
  27. Кто рассказал Грею историю Ассоль? 
  28. «С тех пор так ее и зовут…»  А как звали Ассоль в Каперне? 
  29. Продолжите фразу : « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….»   
  30. Кто истинные друзья Ассоль ? 
  31. «Чья это шутка ?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль? Как на ее пальце появилось кольцо? 
  32.  «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь ? 
  33. Сколько метров алой материи купил Грей ? 
  34. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику : «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь ,что…» 
  35.  Завершите предложение : « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» 
  36. Продолжите фразу : « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…» 
  37. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль?  
  38. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле ?  
  39. Как Летика назвал Ассоль ? 
  40. Последняя фраза повести : «Циммер…сидел …и думал о …». Напишите последнее слово книги А.Грина.

воскресенье, 18 марта 2012 г.

Мысли после...

Вчера, в субботу, смотрела фильм "Река жизни", посвященный одному из великих писателей ХХ века, - Валентину Распутину. Страшно за Россию, ведь ничего практически со  того времени, когда снимался фильм, не изменилось.  Страшно и за нас. Ведь в нашем Старополтавском районе была та  же трагедия, о которой и фильм, и повесть Распутина "Прощание с Матерой" - затопление сел водами Волгоградского водохранилища, когда строили Волжскую ГЭС. А ведь мало кто об этом сейчас знает. А скоро вообще никто не узнает. Много лет прошло, а у нас нет даже музея  районного краеведческого, хотя история района во многом уникальна. Для нашей власти важнее плавательный бассейн, чем сохранение памяти о прошлом. Похоже, манкурты уже выросли и даже уже правят!

четверг, 15 марта 2012 г.

Я снова здесь

Да, уже месяц прошел, с того дня, как я была здесь. Месяц была в раздумьях, стоит ли что-то писать, ведь похоже мало кому нужны мои заметки и замечания. Но все же решила продолжить и даже расширить круг потенциальных читателей. Открытость - одно из главных качеств современного образования. Вот и я решила писать не только для своих учеников и их родителей в чисто практических целях, но и для своих коллег, учителей русского языка и литературы. Может, и нельзя смешивать всё в одну кучу, но я же Сельская учительница, а в селе всё всегда в одной куче!!
Сегодня получила приглашение к участию в литературной викторине для учащихся 5-7 классов.

"Лига Школ" (Московская школа № 1199) приглашает учеников 5 - 7 классов принять участие в литературной интернет-викторине. Игра начинается 15 марта, продолжается в течение месяца, подведение итогов - 15 апреля. Победители получат книги в подарок. Для входа необходимо пройти стандартную регистрацию с подтверждением адреса электронной почты.

Литературные викторины в "Лиге Школ" проводятся с 1998 года. Но уже четвертый год, благодаря возможностям Интернета, принять участие в игре могут все желающие. В прошлом году на наш сайт для проверки была отправлена 541 работа. В игре приняли участие школьники из 54 разных городов и сел России, были также участники из Белоруссии, Великобритании, Киргизии и Эстонии. Награждение победителей-москвичей состоялось в актовом зале Российской государственной детской библиотеки. Победителям из других регионов отправлены призы и грамоты по почте.
http://www.bpanov.org/moodle/course/view.php?id=24

Пятиклассники и шестиклассники мои дорогие! Попробуйте свои силы! О своих попытках мне не забудьте рассказать!