четверг, 28 июля 2016 г.

Учительский кошелёк


Я сегодня не о том, пустой этот кошелёк или полный и даже не о том, в каком случае кошелёк полон, т.е. какую сумму считать достаточной. Я о том, как кошелёк наполняется. Знаю, что есть разные системы оплаты труда учителей, даже у нас в районе разные, что не очень понятно. Но сегодня я не буду разбираться в этих тонкостях, а порассуждаю о том, что называется стимулирующими выплатами и как учитель их зарабатывает. Почему сейчас, в разгар учительского отпуска? Потому что учителям нашей школы надо до 01 августа сдать документы на получение этих выплат.


С 2008 года у нас в школе введена эта система по сбору того, что учителя называют "портфолио". В этом "портфеле достижений" находятся документы, подтверждающие то, что было сделано учителем за предыдущий учебный год, но выплата производится в течение следующего учебного года. Сразу скажу, что сбор портфолио - дело добровольное. Хочешь получать деньги - собирай бумажки, подтверждающие, что ты действительно что-то делал. Поначалу были те, кто отказывался этим заниматься, особенно учителя-мужчины. Но в селе живут не настолько богато, чтобы разбрасываться деньгами, и  теперь портфолио собирает почти весь педагогический коллектив. 

Скажу, что критерии были спущены сверху, но школе можно было конкретизировать каждый пункт. Делали это сообща, искали компромиссные варианты, устраивавшие и учителей, и администрацию школы. Но все же много пунктов мягко говоря бестолковых, мало проявляющихся в работе учителя, при том, что какая-то часть работы вообще никак не учтена. По каждому портфолио высчитывается сумма баллов, которая потом переводится в денежное выражение.

Каковы плюсы этой системы?
1. Собирается и систематизируется материал, большая часть которого используется в процессе аттестации педагогических кадров.
2. Приходится подстраиваться под критерии и делать то, что ты, может быть, и не делал бы, но делаешь, потому что надо для портфолио. Почему для меня это плюс? Потому что я воспринимаю как возможность проявить себя в чём-то новом, что я бы в других условиях не делала бы.
3. Возможность при определённых условиях увеличить зарплату не за счет репетиторства, а за счет тех видов работы, которые учитель все равно должен выполнять.
4. Благодаря портфолио у нас практически нет проблем с организацией открытых уроков, участия школьников в конкурсах и т.д.

А теперь о минусах.
1. Понимаю, что всё, что перечислено в плюсах, многими воспринимается как минус: может быть не интересна аттестация, да и зачем делать то, что я не хочу делать.
2. Приходится собирать много бумаг, оформлять по правилам, тратить время, силы, средства.
3. Несмотря на то, что комиссия по стимулирующим состоит из учителей, которые выбираются на педсовете, и они собирают первоначальную информацию для совета школы, несмотря на том, что администрация не имеет права необоснованно лишить баллов, несмотря на возможность так называемой апелляции, ежегодно возникают конфликтные ситуации разной степени накала, которые, конечно, не улучшают психологический климат в коллективе.
4. Одной из задач портфолио является активизация внеурочной деятельности учителя, но  даже и портфолио не мотивирует. Одни и те же учителя оказываются по количеству баллов в лидерах, но и среди них есть те, кто на пределе сил "пашет", а есть те, кто делает лишь для галочки, чтобы бумажку в портфель положить. А есть и те, кто делает только то, что делал всегда, никак не меняя свою работу, много не получая и довольствуясь малым.

Равный ли счёт? Вроде 4:4, но нет такого ощущения...

К сожалению, в этом году мы собираем портфолио, но не уверены, что оно будет оплачено, не уверены, что стимулирующие выплаты сохранятся. В стране кризис... Станут ли учителя работать хуже? В основном, нет. Но чувство обиды, усиливающееся на фоне повсеместно декларируемого лозунга "нет денег-нет работы", будет только усиливаться.
Мы верим в лучшее до последнего...

P.S. Про критерии думаю рассказать в другой раз (
если будет  кому-то интересно).