суббота, 18 апреля 2015 г.

О сочинении в 9 классе

В одном из комментариев ко мне обратилась Эльвира Георгиевна Дунаева  из Эстонии ( блог "Dunaeva.info") с просьбой подсказать какие-нибудь темы для ее учеников из русской гимназии. В блоге уже опубликованы 22 темы сочинения для экзамена в 9 классе. 

Я, конечно, задумалась... Эльвира Георгиевна, я с ужасом поняла, что на такие темы, как предлагаете Вы, я со своими учениками сочинений не пишу... особенно в 9 классе, когда передо мной стоит задача - подготовить к сдаче государственного экзамена. А там строго определённые критерии, строго определённый шаблон ( увы!). В этом году, например, ученику надо написать одно сочинение из трех, предложенных в данной работе.

Первая тема предполагает объяснение содержания слов какого-либо лингвиста или писателя, в которых речь идет об особенностях русского языка или отдельных его единиц.

Вторая тема нацелена на умение работать с предложенным фрагментом художественного текста. Ученик должен объяснить, как он понимает слова из текста, которые даны в качестве темы сочинения. 

Третья тема нацеливает порассуждать о каких-либо нравственных категориях. Если заглянуть в ОБЗ, то там можно найти следующие формулировки: "Что такое дружба?" "Что такое материнская любовь?", "Что такое жизненные ценности?.... нравственный выбор? неуверенность в себе?   взаимовыручка? ... доброта?  ... сила духа?  ... настоящее искусство? ...любовь? " В сборнике И.П.Цыбулько можно найти темы: "Каким должен быть учитель?". "Что такое сострадание? ...самовоспитание? природа? и др."  Необходимо дать определение понятию и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, который предложен, а также обращением к другим литературным произведениям или жизненному опыту. Я своих учеников ориентирую на вторую и третью тему, хотя часть из них справились бы и со сложной первой темой. 

Но я именно в 5-8 классах стараюсь много внимания уделять сочинениям. Я работаю по программе Е.Н.Никитиной "Русская речь" в большинстве классов, и она мне нравится. Но к темам сочинений подхожу всё-таки по своему. Из наиболее понравившихся мне и ребятам в этом году были сочинения по цитатам в 9 классе "Каждый человек - цитата из всех его предков" ( Р.Эмерсон), "Книга, которую я посоветовал бы прочитать учителю", в 8 классе " О чем рассказал памятник" ( писали о памятнике, который находится в нашем селе), "Слушая музыку..." ( ученики рассказывали о своих ощущениях от конкретных музыкальных произведений),  "Улица моего детства", в 6 классе в этом году интересной оказалась тема "Компьютеры будущего". Кроме того, я часто привлекаю учеников к участию в разных конкурсах творческих работ, помогаю им, редактирую вместе с ними тексты, выпускаю школьную газету... Так что, уважаемая Эльвира Георгиевна, думаю, что помочь я Вам не смогу, увы! Темы у меня всё какие-то не экзаменационные...

Акция "Письмо солдату"


В этом году мне как классному руководителю большую помощь оказывает руководитель районной краеведческой группы "Истоки" Козенко Галина Михайловна. Это действительно неугомонная женщина, мечтающая создать районный краеведческий музей, а пока его нет, много внимания, времени и сил отдающая работе с молодежь. В этом году мы включились в проект по созданию Книги памяти села Старая Полтавка. Но вместе с этим участвуем и в других делах, связанных с работой этой группы. В пятницу, 17 апреля 2015 год, моим восьмиклассникам было поручено большое дело: принять участие в акции "Письмо солдату". К нам в класс пришли представители районной организации ДОСААФ и Козенко Г. М. Они попросили ребят помочь отправить письма ребятам, которые служат сейчас в российской армии, поздравить их с Днём Победы.  

Сначала мы с ребятам выяснили, что это за организация такая - ДОСААФ, как расшифровывается эта аббревиатура, чем там занимаются. После мероприятия некоторые сфотографировались с флагом этой организации. Затем вспомнили о том, какой праздник приближается и зачем писали письма на фронт незнакомым людям во время Великой Отечественной войны. Ребята с интересом и на вопросы отвечали, и всё так с умом и без иронии. Потом было зачитано письмо - обращение к солдату, в которое ребята должны были вписать имя адресата и фамилию того, от чьего имени оно направлено. Затем подписать конверт и в общем-то всё. Но надо было видеть, с каким старанием они подписывали и письма, и конверты, как боялись ошибиться, переспрашивали... Сколько радости было, когда вдруг оказывалось, что они знают этого юношу - а знали многих, ведь они совсем еще недавно учились в нашей школе... Вспоминали и как подписывать конверт, и как писать индекс - современное компьютерное поколение не знает этого, все впервые сами подписывали конверт, который реально отправится по адресу.  Хотя те, кому я напишу сейчас слова благодарности, скорее всего их не прочитают, но спасибо и Кривеге Людмиле Петровне, представителю ДОСААФ, и Козенко Г.М., и главе Старополтавского сельского поселения Штаймнецу Ивану Андреевичу, выделившему деньги на покупку конвертов. На мой взгляд, именно из таких реально значимых дел и должна состоять воспитательная работа в школе.

Летопись событий : районный конкурс чтецов

Как прошли у вас четверг и пятница? Интересно, как ответят читатели блога? А у меня есть только одно определение: насыщенно и позитивно. Я так этому рада!А теперь по порядку. И опять это будут мысли вслух и поток сознания. Но не зря же блог называется "Дневник..."
призёр районного конкурса чтецов
В четверг я наконец-то на этой неделе встретилась с учениками. Вот так-то! Встречи были радостными: ведь мы успели даже соскучиться. Но впереди ожидал районный конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы. Об этом я уже писала здесь. Хорошо, что конкурс проходил в нашей школе, поэтому я не отрывалась от уроков, да и выступление моей Алины совпало с "окошком" в расписании. Выступали ученики 5-11 классов. Алинка была тридцатой, а после нее еще человек 15. Для нас это много. Я очень волновалась, хотя та, которой надо было выходить на сцену, говорила, видимо, успокаивая меня: "А я не боюсь, совсем, я не волнуюсь..." А может, себя успокаивала? Номер шёл в музыкальном сопровождении, которое должно было включаться в определённых местах, поэтому я выполняла роль помощника. Алина справилась - заняла третье место! Для нас это удача!
А еще в этот день я с классом присутствовала на "Уроке Победы", посвященном началу Берлинской операции, подготовленном учениками 9 классов и учителем истории. Большая часть детей слушала и смотрела очень заинтересованно, но всё-таки не уловила главной мысли этого урока: там и патриотизм, и взятие Берлина, и размышления о супергероях и т.д. Как-то картинка не сложилась...

Ах, пятница, пятница! Много дел было сделано: и завершение дежурства нашего класса по школе ( хочется отдельно об этом поговорить), и общешкольное родительское собрание "Здоровая семья- здоровая Россия" ( ох, сколько об этом сказано уже!), и акция "Письмо солдату" ( хочу дать рассказ об этом отдельным постом). Домой , как говорится, приползла... с тележкой непроверенных тетрадей... После такой напряженной рабочей недели выходным радуешься по-настоящему!