четверг, 24 января 2013 г.

Домашнее задание к уроку в 11 классе о Барклае-де-Толли



(1) Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2) С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (3) Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.
(4) Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.
(5) 12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (6) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (7) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (8) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (9) Решил отступать, несмотря на то, что этому противилась его честь, несмотря на то, что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
(10) Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (11) Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. (12) Полководец терпел. (13) «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущенный ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.
(14) Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (15) А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.
(16) К Москве подошла только половина французской армии. (17) Наконец-то наступил миг решающей битвы! (18) Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришел приказ о его отставке. (19) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.
(20) ...Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (21) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (22) Послышались оскорбительные угрозы. (23) Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.
(24) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (25) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (26) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (27) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
(По В.Лаптеву*)

"Князь Серебряный" в искусстве

И все-таки эту книгу стоит прочитать! Роман А.К.Толстого "Князь Серебряный" достоит того, чтобы быть прочитанным современными подростками. Ведь в нем есть все: и страшные и кровавые страницы прошлого нашей Родины, и занимательный сюжет, и любовная история, и герои, такие разные и такие похожие на нас. Но, к сожалению, не все захотят прочитать этот роман. А ведь он нашем достойное продолжение и в изобразительном искусстве. Вот здесь вы можете посмотреть работы разных художников, иллюстрировавших этот роман.
А еще есть фильм "Князь Серебряный", снятый в 1990 году. Сама я его еще не видела. Может, посмотрим, чтобы обсудить?