вторник, 14 февраля 2012 г.

Десятиклассникам о пунктуации

Здравствуйте! Давайте разберемся в постановке знаков препинания при выполнении заданий А21 и А25 в ЕГЭ по русскому языку ( демоверсия 2012 года). Мои пояснения рассчитаны на самых неподготовленных учеников.
Необходимо помнить, что в русском языке при произнесении  предложений неизбежно возникают паузы. Паузы бывают правильные,  которые можно подтвердить знаком - запятой, и ложные, когда запятая не нужна, хотя пауза есть. При выполнении заданий сначала определитесь с количеством пауз, и лишь затем думайте, нуже знак (запятая) или нет. В первую очередь помните, что ГЛАВНАЯ ЛОЖНАЯ ПАУЗА между подлежащим и сказуемым. Она там часто бывает, но никогда не подтверждается запятой. Далее действуем по алгоритму.
1. Ищем "слово" ( только существительное или местоимение).
2. Смотрим вправо от "слова" и задаем вопрос какой?
3. Отвечаем всей фразой.

4. Если границы ответа совпали с паузами, ставим запятые.
5. Проверяем: убираем выделенную запятыми часть из предложения, если смысл сохранён, то все выделено верно.
Под действие этого алгоритма попадают: обособленные определения, выраженные причастным оборотом, именами прилагательными, обособленное распространенное приложение, обособленное несогласованное определение,  сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

Также в этих заданиях встречается деепричастный оборот. Когда он есть в предложеении, то тоже есть паузы. Деепричастный оборот легко обнаружить зрительно: похож на глагол, оканчивается на -я, -а, -в, -вши, отвечает на вопрос что делая? что сделав?
Деепричастный оборот, так же, как и причастный, легко убрать из предложения и прочитать остаток. Но в отличие от причастного оборота и подобных ему оборотов, о которых говорилось выше, деепричастный оборот может быть в любом месте предложения, т.е. искать его надо, двигаясь и влево, и вправо от сказуемого, выраженного глаголом.



А теперь потренирируйтесь в выполнении заданий. Ответы можете оставить в комментариях.

Задание 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памят­ник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.
1)   1, 2                 2)  2            3)  3,4          4)   1, 2, 3, 4
Задание 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые сол­нечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.
1) 1, 3                 2) 2                      3) 3                      4) 2, 4
Задание 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логиче­ская структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.
1)   2,4               2)  2                3)  3            4) 1 ,3                  
Задание 4. .В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1, 3                     2) 2, 4           3) 2, 3, 4        4) 1, 4            
Задание 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
1)   1,2,4                    2)  2, 4        3)   1,4                 4)   1,3

Желающие еще потренироваться, загляните СЮДА.

Пятиклассникам

Здравствуйте! Домашнее задание на среду:
русский язык- упр. 552, параграфы 44-49 ( знать определения терминов)
английский язык - стр. 50 , №29 письменно
По математике была контрольная.