среда, 1 августа 2012 г.

И снова август...

Долго думала над знаками препинания в заголовке. Все-таки для меня это многоточие как недосказанность лета, как неопределенность уже приближающейся осени, как раздумья накануне нового учебного года, как умолчание о будущих трудностях.Странно, но август для меня месяц быстро проходящий и не мой. Хотя в литературе совсем наоборот.
Думая об  августе, конечно, я вспоминаю строчки Марины Цветаевой:
 Август - астры,
 Август - звезды.
 Август - грозди
 Винограда и рябины
 Ржавой август!

 Полновесным, благосклонным
 Яблоком своим имперским,
 Как дитя, играешь, август.
 Как ладонью, гладишь сердце
 Именем своим имперским:
 Август! Сердце!

 Месяц поздних поцелуев,
 Поздних роз и молний поздних!
 Ливней звездных
 Август! Месяц
 Ливней звездных!

А вот любимая мной Анна Андреевна Ахматова август не любила: в августе расстреляли Николая Гумилёва, в августе вышло печально известное постановление ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград",  в августе арестовали сына Льва, да и вообще август для России мало когда был хорош... Об этом пишет Александр Галич

Александр Галич
 Снова август

 Посвящается памяти А.А.Ахматовой

  ... А так как мне бумаги не хватило,
 я на твоем пишу черновике...
 Анна Ахматова `Поэма без героя`

 В той злой тишине, в той неверной,
 В тени разведенных мостов,
 Ходила она по Шпалерной,
 Моталась она у `Крестов`.

 Ей в тягость? Да нет, ей не в тягость --
 Привычно, как росчерк пера,
 Вот если бы только не август,
 Не чертова эта пора!

 Таким же неверно-нелепым
 Был давний тот август, когда
 Над черным бернгардовским небом
 Стрельнула,как птица, беда.

 И разве не в августе снова,
 В еще не отмененный год,
 Осудят мычанием слово
 И совесть отправят в расход?!

 Но это потом, а покуда
 Которую ночь -- над Невой,
 Уже не надеясь на чудо,
 А только бы знать, что живой!

 И в сумерки вписана четко,
 Как вписана в нашу судьбу,
 По-царски небрежная челка,
 Прилипшая к мокрому лбу.

 О, шелест финских сосен,
 Награды за труды,
 Но вновь приходит осень --
 Пора твоей беды!

 И август, и как будто
 Все тоже,как тогда,
 И врет мордастый Будда,
 Что горе -- не беда!

 Но вьется, вьется челка
 Колечками на лбу,
 Уходит в ночь девчонка
 Пытать твою судьбу.

 Следят из окон постно
 За нею сотни глаз,
 А ей плевать, что поздно,
 Что комендантский час!

 По улице бессветной,
 Под окрик патрулей,
 Идет она бессмертной
 Походкою твоей,

 На праздник и на плаху
 Идет она, как ты!
 По Пряжке, через Прагу --
 Искать свои `Кресты`!

 И пусть судачат глупые соседи,
 Пусть кто-то обругает не со зла,
 Она домой вернется на рассвете
 И никому ни слова -- где была...

 Но с мокрых пальцев облизнет чернила,
 И скажет, примостившись в уголке:
 `Прости, но мне бумаги не хватило,
 Я на твоем пишу черновике...`

 1967-1969




Комментариев нет:

Отправить комментарий